9 Ошибок Руководителей
Всегда честно признавай свои ошибки: это притупит бдительность начальства и позволит тебе натворить новые.

Марк Твен
Быть руководителем - очень сложно, так как нужно обладать профессиональными знаниями, уметь управлять коллективом и, конечно же, самим собой. Помимо этого, управленцев подстерегают особые трудности и профессиональные болезни.

Мы сейчас не будем разбирать ошибки, которые встречаются в планировании, постановке задач, обратной связи и так далее, но поговорим о болезнях, которым подвержены все люди. Если мы, обычные работники, можем по болеть и выздороветь без вреда для будущего компании, то руководителей подстерегают серьезные осложнения в профессиональном развитии.

Перейдем к перечню профессиональных болезней руководителей:

1. Экспертная болезнь. Я все знаю. Все делается только с моего ведома.

Быть экспертом своего дела - это хорошо, а быть экспертом во многих отраслях - это мега хорошо!!!

Но очень опасно!
Если вы становитесь экспертнее своих подчиненных и стремитесь во всем проявлять свои знания, то со временем ваши сотрудники снимут с себя ответственность за свои действия. Со всеми сложными (а в дальнейшем и с простыми) вопросами они, конечно, будут идти к вам, но не для того, чтобы рассказать, как их решить. А затем, чтобы вы дали им готовые ответы на вопросы.

Зачем утруждать себя? Ведь есть очень умный Иван Иванович! Пусть подскажет! Тем более, как показывает практика, сколько не делай, он все рано будет вносить свои изменения.

Также сюда можно отнести желание управленца все делать самому, не делегируя никому ничего. Чаще всего ею болеют молодые неопытные руководители, которые стремятся проявить себя и думают, что должны вникнуть во все процессы лучше, чем их подчиненные. Это чревато физическим и психологическим перенапряжением, замедлением в продвижении по карьерной лестнице и, конечно, созданием не думающей армии подчиненных.

Поэтому будьте экспертами, но не перегибайте, развивайте экспертность в других!

Помните, руководитель должен уметь руководить, а значит управлять процессом со стороны, чтобы объективно оценивать происходящее и, конечно же, уметь делегировать.

Да, кстати, по этой причине многим предпринимателям, которые создали бизнес с нуля, сложно в дальнейшем управлять компанией, дублировать бизнес или продать предприятие, так как он является самым большим экспертом, а с его уходом все обесценивается.

2. Человек - рубаха. Свой в доску.

Это болезнь случается, когда руководитель ориентирован в большинстве случаев не на результат, а на отношения с подчиненными.

Поймите правильно, я всеми руками «за» гармоничные отношения внутри коллектива, но мы сейчас поговорим об их крайних проявлениях, когда для руководителя, в первую очередь, очень важно всем нравиться, все его действия направлены на избежание дискомфорта для своих подчиненных.

Он начинает ставить не те задачи, боится давать конструктивную обратную связь.

И становится Иван Иванович, добрым доктором Айболитом, который всех выслушает и всем поможет.

Чем и начинают пользоваться подчиненные: невыполнение поставленных задач, опоздания, прогулы - это обычное дело в таких отделах или компаниях. Но всем хорошо.

Знайте, вы руководитель, поэтому должны грамотно уметь выдерживать золотую середину между деловыми и личными отношениями.

Помните, что правильное выстраивание внутренних взаимоотношений, атмосферы взаимодействия коллектива приводит к самым выдающимся результатам. Но отмечу - правильное, а не путем подхалимства, задабривания и угождения.

3. Позитивная проекция. Они болеют за дело так же, как и я.

К сожалению, многие руководители, а очень часто и собственники бизнеса, думают, что их подчиненные с такой же любовью и беззаветной преданностью относятся к бизнесу, к проекту, к делу так же, как и они.

Увы, но нет.

И если вы готовы работать по 12 часов и в выходные дни, то у ваших подчиненных в это же время есть свои дела, своя личная жизнь, потому что для них - это просто работа.

Продолжайте зажигать и мотивировать своих коллег, но не стройте иллюзий, что и они будут готовы сложить головы за общее дело.

И жить Вам станет легче!

4. Горячая кровь. Рвет и мечет. Рубит с горяча.

С этой болезнью все просто. Руководитель быстро и необдуманно принимает решения, кричит на всех.

«У Иван Ивановича- взрывной характер»,- такое о нем говорят.

Как показывает практика, не все руководители, которые рвут и мечут по 8 часов в сутки, имеют такие черты темперамента. Все гораздо проще - стратегия крика и злости (за неумением других способов) - для них самая легкая, а зачем учиться правильно управлять- если можно покричать, и все всё сделают.

Помимо того, что у таких руководителей довольно часто бывают проблемы со здоровьем, в их в коллективе царит нездоровая атмосфера.

Да он (коллектив) показывает результаты, но какой ценой? И как это скажется в дальнейшей перспективе?

К сожалению, так исторически сложилось, что у нас очень часто применяется директивный, тоталитарный стиль управления (особенно в госучреждениях), и многим кажется, что по-другому нельзя, но это тема для отдельной статьи.

Познавайте новые способы управления персоналом, ищите дополнительные инструменты мотивации коллективом и, конечно, изучите техники стресс-менеджмента.

5. Любимец любимчиков. А Сережа -молодец. Вы все не очень, а вот Антоха - красавчик. Шейх назначил меня любимой женой.

Все мы не любим несправедливость. Но наиболее ярко она проявляется в коллективе, где у руководителя появляются любимчики. И причем даже непонятно, что лучше: не быть любимчиком или стать одним из них. В первом случае ты страдаешь, но вместе с коллективом, а в другом - тебя ненавидит весь коллектив, но любит твой руководитель.

Помните, руководитель должен уметь разделять личность от результата. Вам может не нравиться человек, но свою работу он выполняет на отлично. И вы должны дать обратную связь от реальной ситуации, а не от своих внутренних неприязней.

6. Непоследовательность.Семь пятниц на неделю.

Помню, как работал в одной компании в должности менеджера по продажам. Утром на планерке директор дал каждому персональное поручение, которое нам необходимо было выполнить помимо основной работы. Я не спеша выполнял поставленные задачи, близился обед, и тут к нам зашел директор, который вновь дал нам персональные поручения, таким образом, отменяя выполнения поставленных ранее задач. «Что ж приказы не обсуждаются,» - подумал я и после обеда стал работать в новом направлении…Но, как вы, наверное, догадались, к 16 часам директор явился к нам в третий раз и снова дал наиважнейшие и очень срочные поручения, которые нужно успеть сделать до конца рабочего дня. На часах 17:55. Мы всем отделом «пыхтим, краснеем», кто-то очень тихо, но постоянно материться. В общем, стараемся успеть. И успели! Но, каково же было наше негодование и непонимание, когда с нас начали спрашивать результаты выполненных задач, которые были поставлены утром на планерке и которые, по идее, потом отменились (логично, что их никто не сделал).

Нельзя так поступать!

Такое поведение очень сильно подрывает авторитет руководителя, как и отсутствие ответа за свои слова. Если руководитель что-то сказал, а тем более прилюдно, то он должен следовать своим словам или иметь весомую причину не выполнить сказанное. Например, обещать выплатить премию, но так ее и не выдать; сказать, что оштрафует за ошибки, но не делать этого уже в сотый раз; дать задание и обещать его проверить, но забыть это сделать.

Учитесь тайм-менеджменту, знания которого пригодятся вам в личностном росте.

7. Двойные стандарты.

«На работу нужно приходить вовремя», - говорит вам, руководитель, который пришел на 15 минут позже вас, хотя вы и сами уже опоздали минут на 10.

«Ты должен соблюдать правила культурного общения и быть более сдержанным по отношению к коллегам», - кричит вам на ухо руководитель на очередном собрании.

«Коллеги, ребята, братцы, мы же одна команда, мы же за победу, поэтому прошу всех задержаться и выполнить поставленные задачи. Завтра, утром отчитаетесь. А я пошел». – с улыбкой на лице произносит руководитель и уходит домой, пока вы выполняете внеочередное поручение.

Двойные стандарты — это всегда плохо, несправедливо и непонятно, причем всем.

Почему одному можно, а другом нет?

Если вы руководите, то забудьте о двойных стандартах навсегда, а то рано или поздно их применят и к Вам.

8. Пессимизм. Все плохо.

Руководитель является для своего коллектива определенным и негласным образцом для подражания.

Обратите внимание, что очень часто глядя на руководителя можно понять, какие сотрудники трудятся под его началом. Если лидер «подхватил» пессимизм, то он, как чума, начинает передаваться всем. Причем именно пессимизм порождает много слухов в коллективе, плохо лечиться и очень сильно влияет на результат.

Никто не заставляет улыбаться друг другу 24 на 7, быть со всеми всегда доброжелательным, все мы люди - и нам свойственны эмоции))).

Но как доказано психологами, руководители, которые по большей части оптимистичны, показывают более лучшие результаты и большую приверженность коллектива, чем его пессимистичные коллеги.

Так что развивайте свой эмоциональный интеллект(EQ), и будет Вам счастье!

9. Звездная болезнь. Все люди как люди, а я суперзвезда!

Это очень губительная, но очень красивая болезнь. Ею болеют независимо от опыта и статуса. Самое страшное, что руководитель перестает объективно оценивать ситуацию вокруг, начинает считать, что только его версии, идеи, поступки самые точные и правильные. Но увы, как показывает практика, как только ты допускаешь мысль о том, что ты самый умный, то это начало конца!

Надо учиться оценивать себя, не заниматься самокритикой или нахваливанием, а уметь правильно оценить свои мысли, поступки и достижения.

Помните, звезды горят ярко, а падающие еще ярче, но недолго!
И пока такая звезда падает, многие успевают загадать желания: «Все что угодно, только уберите его от нас!» И оно часто сбывается!

Самый лучший способ быть здоровым- это соблюдать профилактику.

Так что употребляйте здоровые знания, делайте ежедневные управленческие упражнения и, конечно, посещайте специалистов, которые помогут Вам быть здоровым).

Удачи во всех Ваших начинаниях!