Стили управления персоналом
Небольшая история.

С разными вариантами управления персоналом я столкнулся, когда работал в угольной компании. Изначально я пришел на позицию «менеджера по продажам» (продавал уголь и стройматериалы), но впереди меня ждало много испытаний, уроков и ошибок, которые я совершал, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице. Прежде чем стать заместителем директора и заведующим складом, я руководил небольшими отделами по маркетингу и продажам. Получалось довольно неплохо, и если честно, иногда считал себя безумно талантливым управленцем. Как же я ошибался.
Представьте, что Вы молодой человек и Вам немного за 20 лет. Вас назначают на должность заведующим складом: Вы горды собой и уверены в своих силах, теперь Ваше рабочее место не теплый и уютный офис с коллегами, дресс - кодом и деловой этикой, а большая база с толпой суровых мужиков. Все полностью поменялось: формат работы, окружение (теперь я, по большей части, общался с поставщиками и оптовыми покупателями) и подчиненные. Поменялось все, кроме моего подхода к управлению. Первую неделю ко мне присматривались, прощупывали, немного испытывали.

А потом случилось то, что скинуло с меня корону великого руководителя. Все мои приемы управления, которые 100% работали в офисе, не срабатывали здесь. Все мои знания, все мои методики, все мои попытки по управлению персоналом на складе трещали по швам, разбивались и рассыпались. Я ставил задачи, носился с семи утра до семи вечера, а в конце дня понимал, что ничего не сделано или сделано так, что лучше бы не делали. Так продолжалось примерно месяц, и крайней точкой стал анализ по достижению целей, которые мне поставил директор. Из 10 пунктов были выполнены 2 и то кое - как.

Скажу честно, я не знал, как быть, что делать, моих знаний и опыта не хватало. После очередной планерки я, собравшись с духом, высказал, все, что думал по этому поводу директору. Я был готов показаться незнающим дураком, но уж лучше так, чем меня с позором уволят через пару месяцев из-за профессиональной непригодности. Директор выслушал меня, не перебивая, а потом спокойно спросил:

- Антон, а ты умеешь материться?
- Что??? - улыбкой ответил я ему, думая, что это шутка.
- Ты умеешь материться? – повторил он свой вопрос.
- Ну, немного и иногда. Все же служил в армии и знаю пару крепких слов. Опять же если молотком вместо гвоздя попаду по пальцу, то мат становится основным средством выражения моих эмоций этому миру минут на пять. А что?
- А то, Антон, сейчас приходишь на склад, собираешь всех на планерку и делишься с коллегами, результатами работы и планами на будущее. Но говоришь исключительно матом и сурово. Если тебе для этого нужно стукнуть молотком по пальцу, я могу помочь, причем не по одному, а сразу по нескольким, чтобы ты мог говорить более красноречивее и больше пяти минут.

Как вы думаете, последовал ли я данному совету???

Да (поймите правильно, я не приемлю нецензурную лексику, но на тот момент другого выхода не было, а возможно и был, но только я о нем не знал).

Принес ли он пользу?
Вы не поверите, но это сработало!!!

В тот день я понял, что подходы по управлению персоналом бывают разные: руководитель должен их знать и уметь менять в зависимости от ситуации.

В поисках ответа на вопрос: какие же стили управления бывают - я наткнулся на разные трактовки и виды (во многом они схожи, но есть и очень редкие. Обязательно напишу о них отдельную статью, следите за блогом). Я решил обратиться к учебнику по менеджменту В.Р. Весни (4-е издание) и взять оттуда 3 основных вида управления (тем более, что на просторах интернета эта самые распространённые стили). Итак, начнем.

Вот некоторые интересные данные о стиле руководства («Менеджмент» глава 9 «Стили руководства»).

Стиль руководства- это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его взаимодействия на исполнителя, отражающая его индивидуальные особенности и профессионализм. Стиль поведения можно скорректировать с учетом влияния обстоятельств, но кардинально изменить нельзя. Стиль у каждого руководителя – индивидуальный. Не имея собственного стиля, человек перенимает чужой, а это стопроцентная неудача. Работа в своем стиле дает такой же хороший результат, как и в соответствии со своими способностями и склонностями. Поэтому важно, чтобы каждый мог трудиться там, где его личный стиль будет соответствовать в наибольшей степени требованиям должности.

Какие выводы можно сделать из этого: на наш стиль влияет не только индивидуальные черты характера, но профессионализм. Это важно понимать, так как чем больше мы наращиваем и развиваем свои управленческие компетенции, тем качественнее и осознаннее мы формируем свой стиль управления. А он должен быть у каждого руководителя своим.

Также немаловажным пунктом считается то, что хотим мы или не хотим, но один из стилей все же будет доминировать над нами больше, чем другие. Это и нехорошо, и неплохо. Но помните, что в большинстве случаев неосознанно вы будете прибегать именно к тому, что доминирует, а данный стиль не всегда будет лучшим (в каком-то рабочем моменте). Вы как руководитель должны осознанно выбрать (и управлять) то, что максимально подходит в конкретной ситуации. Однако хочу вас предупредить - и это очень важно - не стремитесь переделать себя и жестко поменять свой стиль или типологию: во-первых, это не принесет нужного результат, а, во-вторых, чревато серьезными нервными срывами. Лучше изучить плюсы и минусы каждого стиля и научиться менять их на время, если этого требуют обстоятельства.

Итак, какие же стили выделяет классический вариант менеджмента?

На самом деле стили подразделяются на «Одномерные» и «Биполярные (многомерные)».
Одномерный стиль остается неизменным вне зависимости от внешних факторов. Их всего три: авторитарный, демократический (кооперативный), либеральный. Сегодня мы рассмотрим именно их.

Биполярный (многомерный) стиль изменяется под влиянием определенных обстоятельств, ситуаций, от действий сотрудников. На данный момент это стиль является более предпочтительным, но рассмотрим их в другой статье.

Одномерные модели настолько популярны, что укоренились в систему управления и проживут еще долго, так что давайте уже перейдем к ним.

Авторитарный стиль.

Позиция руководства строится по принципу жесткой дисциплины и беспрекословному подчинению приказам начальника. Руководитель не расположен к ведению диалога с кадрами, метод поощрения практически не используется. Вся власть в руках начальника. Этот стиль управления эффективен в критических ситуациях, когда нужно быстро координировать работу подчиненных.

Авторитарная система характеризуется:

● максимальной централизацией власти;
● жесткой иерархией;
● нацеленностью на результат;
● четким распределением обязанностей;
● подавлением инициативы сотрудников;
● в компаниях, где царит авторитарный стиль управления, больше процент текучки кадров (увольнений). Уходят, как правило, самые талантливые;
● сотрудники в таких компаниях не развиваются, не предлагают идеи, не учатся новому. Может, они бы и рады, но только зачем, ведь все равно будет так, как сказал руководитель. А раз инициатива наказуема - зачем ее вообще стараться.

Плюсы:

● высокая эффективность при нерегулярном использовании;
● ускорение деятельности коллектива;
● 100% контроль выполнения поставленных заданий;
● эффективен в кризисных ситуациях, когда нужно быстро принимать решение, преодолевать трудности и достигать краткосрочные результаты.

Минусы:
● текучка кадров;
● авторитарное руководство может не мотивировать, а угнетать;
● сотрудники не развиваются, не обучаются, в случае отсутствия четко поставленной задачи теряются;
● тяжелый психологический климат в коллективе;
● руководитель сам на себя возлагает большую ответственность, так как принимает самостоятельно все решения. И очень часто, не принимая во внимание советы сотрудников, упускается лучшие варианты решения вопросов.

Если копнуть немного глубже, то и авторитарный стиль имеет несколько вариантов. Он различается в зависимости от степени жесткости отношения руководителя к подчиненным.

1. Эксплуататорско - авторитарный. Авторитарные черты выражены максимально. Руководитель полностью распространяет свою власть над подчиненными, игнорирует их проблемы и саму личность. Такой стиль мы можем встретить в армии.

2. Благожелательно - авторитарный. Руководитель в определенной степени заботится о своих подчиненных, иногда интересуется их мнением, предоставляет им некоторую самостоятельность, но под жестким контролем со свое стороны. Иногда данный контроль может переходить в тотальный.

Также еще разновидностью авторитарного стиля выделяют: патерналистский, харизматический и бюрократический.

Демократичный стиль (кооперативный).

При демократическом стиле управления руководитель выступает в роли координатора процесса решения поставленных задач, он направляет, делегирует и мягко контролирует. Руководитель направляет и вдохновляет подчиненных. При необходимости принятия решения он советуется с подчиненными, выслушивает критические замечания и адекватно реагирует на них. Для него характерна общительность, дружеский настрой, стремление использовать поощрение как основной метод мотивации. Руководитель в демократической компании выступает в роли профессионального лидера, товарища, одного из членов команды. Он нацелен на конечный результат и стремится принести компании максимальную выгоду.

Демократическая система характеризуется:

● коллегиальными методами управления;
● высокой степенью доверия между руководителем и подчиненным;
● решениями, принимаемыми в ходе общего обсуждения ( мозгового штурма);
● неформальным общением между коллегами;
● равномерным распределением ответственности между членами команды;
● приоритетами компании, которыми является результат и способ его достижения.
● высокой степенью децентрализации принятия решений;
● свободным обменом информации между руководителем и подчиненными;
● штрафами и наказаниями, которые применяются крайне редко;

Плюсы:

● поощрение инициативности;
● благоприятный микроклимат в коллективе;
● сотрудники чувствуют свою ответственность, не перекладывают вину за ошибки на коллег;
● применяется и приветствуется поиск нестандартных методов для решения вопросов и задач;
● благоприятная атмосфера для творческих сотрудников;
● низкая текучка кадров;
● сокращается количество ошибок в работе.

Минусы

● медлительность всех процессов, обусловленных продолжительными обсуждениями и поиском наиболее правильных и выгодных решений;
● велик риск снижения уровня дисциплинированности;
● неполный контроль выполнения обязанностей.

И демократический стиль мы тоже можем разделить на два вида.

1. Консультативный стиль - руководитель регулярно, целенаправленно интересуется мнением подчиненных по различным вопросам, выслушивает их рекомендации, использует все конструктивные предложения, привлекает к постановке целей и контролю их достижений. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально при необходимости.

2. Партисипативный стиль - это метод управления, при котором руководитель является координатором группового процесса, обеспечивает всестороннее обсуждение наиболее важных вопросов. При таком подходе руководитель не пытается навязать группе свое мнение, а готов принять и осуществить любое решение, которое пользуется поддержкой всей группы. При этом руководитель не снимает с себя ответственности за последствия всех решений и действий.

Интересное замечание.

В ходе исследований было выявлено, что в условиях авторитарного стиля руководства выполняется в два раза больший объем работы, чем при использовании демократического. Но не спешите радоваться, так как качество работы (ее креативность), в данном случае падает также в два раза. Из этого можно сделать вывод: авторитарный стиль больше подходит для простых видов деятельности, ориентированных на результат, а вот демократичный лучше подходит для более сложных, в которых качество является приоритетом.

Либеральный стиль.

Руководитель ставит перед сотрудниками проблему, создает условия, необходимые для работы, определяет рамки самостоятельности, обеспечивает информацией. Подчиненные самостоятельно принимают решения, как достигать цели. Руководитель же выполняет функции консультанта, эксперта, оценивает полученный результат. Такой стиль подходит при работе с творческими людьми, для научных исследований, для сотрудников, являющимися высококлассными специалистами и не приемлющими давления.

Либеральная система характеризуется следующими критериями:

● руководитель может полностью отстраниться от выполнения задач;
● отсутствие иерархии;
● руководитель склонен решать исключительно управленческие задачи;
● присутствуют семейные ценности и система взаимодействия.
● панибратство;
● возможно полное отсутствие контроля, но чаще он носит поверхностный характер.

Во многих источника пишут, что либеральный подход применим только на начальной стадии развития компании, и что плюсов нет.

Но плюсы такого подхода точно есть:

● инициатива приветствуется от всех сотрудников;
● полное раскрытие творческого потенциала. Сотрудники не ограничены в своих экспериментах (только если это происходит в рамках закона, бюджета и фантазии).

Минусы:

● нет контроля. Возможно появление анархии;
● эффективность компании низкая. Нет отлаженных систем управления, что делает предприятие неповоротливым;
● возможно создание неформальных групп, что приводит к конфликтам;
● хаотичное выполнение поставленных задач, что приводит к снижению экономических показателей;
● невозможность выполнять срочные заказы.

Важно помнить, что если руководитель ослабит контроль над подчиненными и отстраниться, то либеральный стиль может трансформироваться в следующие стили:

1. Попустительский: если руководитель не вмешивается в процесс управления, то в коллективе может появиться самовыдвиженец или неформальный лидер, который может действовать авторитарными методами.

2. Бюрократический: резко снижается производительность, подчиненные боятся самостоятельно действовать, «прикрываются» правилами, нормами, формальными процедурами.

В этой статье мы рассмотрели основные классические стили управления, но их гораздо больше, и я обязательно расскажу о них (следите за блогом).

И помните, подбирайте тот стиль управления, который наиболее подойдет для увеличения прибыли компании, обеспечит бесперебойность производства и будет способствовать ее развитию. А иначе зачем еще нужны руководители?