Такими слоганами довольно продолжительное время пользовались руководители при управлении своим персоналом. Нет эмоциям! Нет переживаниям!
Но, как говорится, все меняется, а особенно в мире менеджмента. Поэтому со временем пришло осознание, что сотрудник - это человек, а, следовательно, сложная система, и на его результативность влияет очень много факторов, одними из которых являются эмоции.
Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение (и оно вполне может быть ошибочным) к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Если говорить простым языком, то эмоции - это психические процессы, которые являются реакцией на внешние обстоятельства. В энциклопедии «Википедия» дается более развернутое и сложное описание, но наша задача не усложнить, а понять. Следовательно, эмоция - это реакция организма, на то, что с ним происходит или может произойти.
Давайте посмотрим, как эмоции влияют на работу. Вспомните себя (или своих сотрудников), как Вам работалось, находясь в состоянии страха, гнева, злости. Много дров наломали? Получалось ли думать рационально? Скорее всего, нет. А ведь это напрямую сказывается на Вашей результативности и достижении целей.
В 2002 году психологи Даниель Канеман (над своей работой он трудился со своим другом и коллегой Амосом Тверски) и Вернон Смит стали лауреатами Нобелевской премии по экономике, доказав тот факт, что в большинстве случаев люди принимали свои решения эмоционально. Даже если все просчитано и понятно, какой из вариантов выгоднее, решение в большинстве случаев принимается не на основе логики, а на эмоциональном уровне (этим кстати очень часто пользуются в продажах и при манипуляциях).
А результаты исследования Антонио Дамасио, нейробиолога из Университета Айовы, свидетельствуют, что эмоции – являются неотъемлемой частью мыслительного процесса. Ему удалось экспериментальным путем установить, что ранее успешные люди из-за травм и нервных потрясений, потерявшие способность испытывать эмоции, но сохранившие интеллект, теряли способность принимать решения, и, как следствие, терпели поражения в своем деле и жизни.
А теперь, понимая всю важность того, как эмоции влияют на наши решения и результат в целом, давайте посмотрим, какую чаще всего эмоцию испытывают сотрудники на работе. Одно из исследований показало, что на работе доминирующей эмоцией является гнев. Его открыто выражают 53% сотрудников, в то время как радость выражают лишь 19%.
Не очень радостная статистика, правда?
Так как же научиться управлять эмоциями (как своими, так и подчиненных), если они так важны? Что нужно развивать руководителю? Чем пользоваться?
Ответ прост: Эмоциональный интеллект-EQ.
Эмоциональный интеллект (
ЭИ; англ.
emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач (определение из Википедии). Эмоциональный интеллект – это умение анализировать эмоции и управлять ими. Он относится к гибким навыкам (soft skills).
Все мы знаем о важности развития IQ (интеллекта), он по факту является нашим hard skills навыком, но мало кто задумывается насколько сильно в нашей жизни и в руководительской деятельности играет эмоциональный интеллект. EQ помогает грамотно реализовывать наш IQ. Более того, высокий показатель интеллекта не гарантирует нам успеха, в то время развитие и применение EQ во многом помогает нам добиваться поставленных целей.
Американский психолог и писатель Дэниел Гоулман (один из первых, кто стал активно продвигать идеи EQ) утверждает, что умственное развитие обеспечивает руководителю лишь 15% успеха, а остальные 85% - заслуга эмоционального интеллекта. Возможно, эта цифра слегка завышена, но уверен - она довольна высока. Такой вывод можно сделать из данных, описанных ниже.
● Согласно докладу Всемирного экономического форума в Давосе «Будущее рынка труда» к 2020 году эмоциональный интеллект будет входить в десятку основных компетенций необходимых сотруднику.
● Опрос 44 компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании. — «РБК Pro») показал, что продавцы с высоким EQ зарабатывают вдвое больше коллег со средними и ниже среднего показателями.
● Исследования российских ученых в области управления еще в 2000-х годах подтвердили, что руководители организаций, обладающие высокоразвитым EQ, эффективнее выполняют управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений, чем их коллеги.
● Исследование компании Gallup показало, что продуктивность (и вовлеченность) сотрудников с развитым эмоциональным интеллектом выше на 40-120%, чем у их коллег с неразвитым EQ.
● Международная статистика говорит о том, что у сотрудников с более высоким эмоциональным интеллектом на 20% выше зарплата, шансы получить предложение о работе и повышения по карьерной лестнице. $ 29 тысяч в год разделяют людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом, согласно исследованию международной компании Talent Smart. Такие же результаты дало 10-летнее исследование журнала Journal of Vocational Behavior (
Volume 101, August 2017, Pages 77-89 A time-lagged study of emotional intelligence and salary).
Одной из важных функций руководителя является создание (рабочей, в большинстве случаев положительной) атмосферы в коллективе. Также от него зависит количество и продолжительность конфликтов среди сотрудников.
● Исследование компании Accountemps, опубликованное в журнале «Fortune», показало, что топ-менеджеры и собственники компаний тратят семь недель в году, то есть 13% рабочего времени, на урегулирование и устранение последствий конфликтов между работниками.
● В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли много рабочего время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, чтобы избежать коллег, с которыми не получается найти общий язык.
● В книге «
Другой разум» эксперт в области эмоционального интеллекта Харви Дойчендорф обращается к данным исследования, проведенного Йельской школой менеджмента, согласно которому 24% опрошенных сообщают, что постоянно чувствуют раздражение на работе. Дойчендорф пишет, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам. Поэтому родителю, если он хочет улучшить свою производительность просто необходимо развивать EQ и применять его в работе.
● Результаты исследования Я -Ти Хсу показали, что эмоциональный интеллект лидеров оказывал статистически положительное влияние на командный эмоциональный интеллект, а также на то, что высокий эмоциональный интеллект, которым обладают лидеры, приведёт к высокому эмоциональному интеллекту в командах (Hsu, 2016). А. Резвани, П. Хосрави, Н. М. Ашканази изучали взаимозависимости между эмоциональным интеллектом, доверием и эффективностью в инфраструктурных проектах (389 членов команд из 84 проектных групп). Они обнаружили, что высокий эмоциональный интеллект у менеджеров проектов способствует успеху проектов за счет лучшего общения и решения проблем. Способность воспринимать свои собственные и чужие эмоции значительно повышает эффективность командной работы за счет повышения доверия к команде и уменьшения конфликтов, что приводит к высокой производительности (Rezvani, Khosravi, Ashkanasy, 2018).
Исходя из всех этих данных, можно сделать вывод о том, что EQ является неотъемлемой частью развития управленческих компетенций, развивая которые, руководитель сможет влиять на свою эффективность, на атмосферу в коллективе и на достижение результата в целом.
И помните
: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя».
Поэтому развивайте свой EQ.
А как это сделать, мы рассмотрим в следующих статьях, посвященных этой теме.